В истории

Икона Одигитрии Смоленской

5
10 августа православные христиане отмечают праздник чудотворной иконы Одигитрии Смоленской. А что мы знаем о нашей главной смоленской святыне?
26 Июля 2016 09:19
874
0

Чудотворный подарок

Хорошо известно, что эту икону подарил Смоленску в 1095 году для заложенного им в 1101 году Успенского собора один из первых смоленских князей – Владимир Мономах. Интересно, что это был первый каменный собор, построенный в нашем городе. Строили его мастера из Переславля Южного, так как собственных строителей-каменщиков в Смоленске тогда еще не было. Этот Мономахов собор, вероятно, был небольшой и одноглавый.

2

Список иконы Одигитрии Смоленской XVI века после реставрации 2014 года. Фото «Государственного научно-исследовательского института реставрации»

Известно, что икона Божией Матери была привезена в Русь из Византии в 1046 году дочерью императора Константина Мономаха, царевной Анной, ставшей женой князя Всеволода Ярославича, отца Владимира Мономаха. После того как Владимир Мономах подарил свою главную семейную реликвию нашему городу, икона стала именоваться Смоленской.

Интересно, что первоначально икона хранилась в Константинополе, во Влахернском храме, «где исцелились пред нею приведенные невидимою рукою два слепца, отчего она и получила название Одигитрии, т. е. Путеводительницы».

Во время Смутного времени и осады Смоленска в 1609–1611 годах войсками польско-литовского короля Сигизмунда III, закончившейся падением Смоленска и взрывом древнего Успенского собора, икона Одигитрии Смоленской чудом уцелела, так как незадолго до начала осады была вывезена сначала в Москву, а затем в Ярославль. В 1655 году икона была возвращена в наш город. И вначале, до возведения нового Успенского собора, хранилась в построенном поляками и затем переосвященном храме. Во время Отечественной войны 1812 года чудотворная икона была вновь вывезена из города. И вернулась она на свое прежнее место после освобождения Смоленска от французских захватчиков. Следует еще заметить, что до сих пор является неразрешимой загадкой исчезновение во время оккупации Смоленска в 1941–1943 годах немецкими войсками нашей главной святыни – чудотворной иконы Смоленской Одигитрии.

1

Чудотворная икона Одигитрии Смоленской в Успенском соборе. Дореволюционная открытка

Культ Богородицы

Наукой установлено, что мощный культ Богородицы распространился в Смоленске еще в глубокой древности. Об этом неопровержимо свидетельствует тот факт, что еще в домонгольское время (до нашествия на Русь в 1237 году войск хана Батыя) в нашем городе было возведено три каменных и очень важных храма, посвященных Божией Матери. Это уже упоминаемый древний Успенский собор (Успения Богородицы), главный храм Смоленской земли, который при князе Ростиславе Мстиславиче Смоленском подвергся грандиозной реконструкции. В результате обновления храм значительно увеличился в размерах и получил пятикупольное, или даже семикупольное завершение, а по окончании реконструкции в 1150 году был вновь освящен.

4

Взрыв древнего Успенского собора во время штурма Смоленска в 1611 году. С золотой медали Сигизмунда III

На рубеже XII–XIII веков на восточной окраине Смоленска, в древности принадлежавшей смоленской епископии, был возведен огромный собор на Протоке. Учеными собрано много фактов, которые свидетельствуют о том, что этот храм, относившийся к какому-то значительному смоленскому монастырю, был связан с деятельностью св. епископа Игнатия. И, вероятно, игуменом именно этого монастыря был св. Авраамий Смоленский. Поэтому, скорее всего, именно здесь в древности находился монастырь Положения риз Богоматери. Еще одним каменным храмом, посвященным в древности Богородице, была построенная на дворе князя Романа Ростиславича рядом с его домовой церковью Иоанна Богослова, вероятно, в 1173 году, католическая «Немецкая Богородица». Это был храм в виде круглой ротонды, о котором сохранились упоминания в Смоленских торговых грамотах, написанных в XIII–XIV веках.

3

Реконструкция собора Владимира Мономаха, заложенного в 1101 году

Не так давно группой средневековой белорусской музыки «Стары Ольса» был найден и возвращен к жизни древний народный духовный гимн «Богородица», возможно, появившийся еще в XIII веке. Первые описания песни относятся к битве под Грюнвальдом, состоявшейся в 1410 году, что подтверждается польской хроникой Яна Длугоша, написанной между 1455 и 1480 годами.

7

Фото чудотворной иконы Одигитрии Смоленской в Успенском соборе во время оккупации 1941–1943 годов. Слева на переднем плане хорошо виден стоящий немецкий солдат

Белорусские исследователи считают, что в XV веке «Богородица» была изменена поляками, которые сделали ее гимном Короны Польской. С XV века «Богородицу» называли «Песней Отчизны», и уже тогда ее считали очень старой. Конечно, этот древний духовный гимн ждет своего серьезного научного изучения. Но если он действительно появился на территории Великого княжества Литовского, то именно Смоленск с его древнейшим и мощнейшим культом Божией Матери, подкрепленным наличием чудотворной иконы Богородицы Смоленской, может претендовать на место появления этого чудом дошедшего до нас духовного гимна.

Древний народный духовный гимн «Богородица»

Богародица дзевица
богославена
Марыя

У твего сына Господзина
мати зволена
Марыя
Зычы ж нам спусци ж нам
И дзеля Хрысцицеля, Божыца

Твего сына
збавицеля
Услышь глосы
Напэлниж мысли
Чловечэ

Слыш молитвы як жэ просимы
дай на свеце
Збожный прэбыт
По жывоце
Райский побыт.

6

Смоленск. Список иконы Одигитрии Смоленской XVI века в церкви Божией Матери (Одигитриевской). Фото Проскудина-Горского начала ХХ века

В заключение хотелось бы отметить, что сейчас в смоленском Успенском соборе хранится список с чудотворной иконы Смоленской Божией Матери, вероятно, написанный в XVI веке. В 1602 году во время празднования окончания строительства Смоленской крепостной стены он был подарен Смоленску царем Борисом Годуновым. Первоначально список находился в киоте над Днепровскими воротами. Затем – в построенной на месте ворот Одигитриевской церкви. Существуют факты, свидетельствующие о том, что первообраз Смоленской Одигитрии хранился в Успенском соборе и во время оккупации. Тогда его исчезновение могло быть связано с грабежом немецкими оккупантами важнейших ценностей Смоленска перед своим бегством из города. В таком случае еще есть надежда на то, что если главная смоленская святыня до сих пор хранится в какой-нибудь западной частной коллекции, наши потомки смогут ее когда-нибудь увидеть вновь.

Автор: Владимир Марков