В истории

Десять незабываемых дней

g4-xir9m7vw
Летопись музыкальных фестивалей имени Глинки
21 Июня 2017 13:11
390
0

В этом году с 26 апреля по 5 июня в Смоленской области прошел 60-й юбилейный Музыкальный фестиваль имени Михаила Ивановича Глинки, который много лет является одним из главных творческих событий года в нашем регионе. Его история уходит корнями в 50-е годы ХХ века и, кажется, что эта музыкальная декада и дом композитора в Новоспасском, окутанный звуками музыки, были всегда, но это отнюдь не так. Специально к юбилею фестиваля журнал «Смородина» собрал интересные вехи становления этого культового для многих поколений смолян события.

Круглые даты и три вечера

Так получилось, что идея фестиваля родилась на стыке двух круглых дат: 150-летия со дня рождения Глинки и 100-летия со дня его смерти, которые отмечались соответственно в 1954 и 1957 годах. В это время в Смоленске прошумело три крупнейших музыкальных события: выступление Государственного симфонического оркестра (20 июня 1945 года), впервые после окончания войны город принимал музыкальный коллектив такого уровня, оркестрантов засыпали цветами на обеих площадках, где они выступали – на летней эстраде городского парка и в драмтеатре. В январе 1957 года в областном центре выступал симфонический оркестр Всесоюзного радио во главе с народным артистом РСФСР Александром Гауком, который привез с собой молодых ребят – в будущем известных артистов оперного певца Николая Гяурова, скрипача Игоря Ойстраха и дирижера Альгиса Жюрайтиса. А буквально следом в феврале 1957 года на памятных мероприятиях, посвященных 100-летию со дня кончины Глинки, в Смоленске выступил известный советский тенор, солист Большого театра Иван Козловский, который как раз и стал одним из инициаторов зарождения фестиваля.

17990797_1871858319769385_8058331429467527571_n

В марте того же года он написал письмо дирижеру смоленского духового оркестра, преподавателю культросвет- и музучилища Александру Марчукову, в котором и описал идею фестиваля:

«Есть еще одна мысль, которой хочется поделиться с вами – а почему бы ежегодно не отмечать глинковскую декаду? Причем это, может быть, и необязательно в феврале. Скажем в весенних или летних условиях поехать в Спасское. Если на вагнеровские торжества съезжаются ежегодно люди со всего мира, то каждая республика Советского Союза с радостью и гордостью, несомненно, выделила бы для выступления на родине М.И. Глинки творческую группу людей».

В мае областная газета «Рабочий путь» предложила своим читателям высказаться по поводу этой идеи, которую смоляне активно поддержали, поэтому в июне 1957 года прошло областное совещание, которое и расставило все точки над «i».

Начало традиции

Первая музыкальная декада памяти М. И. Глинки, посвященная 154 годовщине со дня рождения композитора, состоялась 1-10 июня 1958 года. Мероприятии проходили в саду Глинки, зеленом театре парка культуры и отдыха, драмтеатре, клубе облсовпрофа, Новоспасском, пединституте. Активными участниками первых торжеств стали симфонический оркестр Московской областной филармонии, Государственная русская хоровая капелла РСФСР, смоленский духовой оркестр.
0bu_olvst8k

Именно тогда появилась традиция проводить праздничные митинги у памятника Глинки на Блонье у здания бывшего Благородного дворянского собрания, которое тогда еще было одним из корпусов мединститута. Именно тогда появилась традиция регулярно ездить в Новосспасское, чтобы отметить день рождения Глинки – 1 июня.  В первый фестивальный год на малую родину композитора собралось около 10 тысяч человек, а эстрада стояла примерно на том месте, где позже в начале восьмидесятых было восстановлено родовое гнездо живого родника всей русской музыки.

Верстовые столпы

С тех пор история глинковского фестиваля постепенно и уверенно набирала обороты.

«Еще не сошла утренняя роса, как запылили столбовые большаки, проселочные дороги. Тысячи нарядных людей на автомашинах, расцвеченных флажками и зелеными гирляндами, направились в село Новоспасское, где родился и провел многие годы основоположник русской классической музыки МИ Глинка», — так писал «Рабочий Путь» в 1961 году в дни проведения четвертой по счету музыкальной декады.

А в 1965 году фестивальные торжества посетил один из крупнейших русских композиторов, автор 8 опер, 5 балетов, 3 симфоний, 9 инструментальных концертов, музыки для 30 кинофильмов, многочисленных произведений камерной, вокальной и программной музыки и музыки для театральных постановок Тихон Хренников.
18118792_1872402959714921_5445472517841067173_n

«Громом аплодисментов разразился в зале, когда за фортепиано сел Тихон Николаевич Хренников. Под его аккомпанемент лауреат международных конкурсов Юрий Мазурок с чувством спел несколько песен  из музыки Хренникова к спектаклю «Док Кихот» и монолог Фрола Скобеева  из одноименной оперы композитора», — писал тогда «Рабочий путь».

А в июне 1964 на фестиваль должен был приехать один из крупнейших пианистов ХХ века Святослав Рихтер, но не получилось. Поэтому Смоленск встречал Рихтера в филармонии 21 декабря, когда он исполнил произведения Бетховена, Брамса, Дебюсси, Равеля, Прокофьева.

«Нет никакого сомнения, что Дни русской музыки в Смоленске, Дни Глинки  — важное и многообещающее культурное дело… Глинкинские фестивали – это торжества, особо близкие сердцу русских. Их серьезность (в смысле музыкального содержания) в сочетании с сердечностью, задушевностью (именно этими чертами характерна русская музыка, идущая по пути, проложенному Глинкой) выделяет глинкинские фестивали даже из таких музыкальных торжеств, как, предположим, «Московские звезды», — отмечал знаменитый советский композитор, лауреат Ленинской премии Георгий Свиридов, который был, как бы сказали сегодня, хедлайнепром фестиваля в 1967 году.
17991870_1871858253102725_6054639443920125490_n

Глинковская декада не раз давала дорогу новым именам и проектам.

«30 мая мы присутствовали на торжественном акте рождения нового творческого коллектива – «Молодого балета» — младшего брата всемирно известного танцевального ансамбля, руководителем которого уже более 30 лет является прославленный балетмейстер Игорь Моисеев», — писал тогда «Рабочий путь»

А еще в 1969 год на фестиваль впервые приехала и «осталась здесь навсегда» известный московский музыковед  Жанна Дозорцева. Ныне уже более 40 лет она ведет глинковские фестивали, а ее проникновенные слова о значении М.И. Глинки в отечественной музыке проникают в сердца гостей и участников. Отрадно, что Жанна Григорьевна дала согласие приехать в Смоленск и принять участие в юбилейном фестивале в 2017 году.

Случайная встреча

А в 1965 году на глинковский фестиваль в Смоленске произошла очень трогательная история. Тогда собралось много ветеранов Великой Отечественной, но «среди гостей заполнивших вечером  8 мая 1965 года зал областного драматического театра, можно было встретить миловидную стройную женщину в элегантном синем костюме.
— Нина! – послышался за спиной  до боли знакомый хрипловатый голос. Женщина обернулась и застыла в изумлении
— Карпыч, родной! – И они заключили друг друга в объятия: бывший командир партизанского отряда «Смерть фашизму» Петр Карпович Шматков и бывшая юная партизанка и будущая народная артистка Нина Исакова, которая в годы войны была у него связным, а потом, пережив все жизненные испытания, окончила консерваторию и стала популярной артисткой, таланту которой покорился не только Союз, но и страны Западной Европы.

Дорога к дому

В конце семидесятых годов областные власти задумались о восстановлении в Новоспасском дома Глинок. Долгие годы на его месте стоял лишь небольшой каменный знак, этого было явно мало, чтобы отдать дань великому композитору.

18156909_1872403033048247_8856026775311464689_n

Эта задача оказалась непростой, половину расходов взяла на себя область, половину – союз композиторов. На этом пути, у истоков которого стоял первый секретарь Смоленского обкома КПСС Иван Клименко, было много трудностей, но в итоге все удалось.

«Во время посещения Михайловского (пушкинский музей – прим. ред), у меня возникло мысль – во что бы то ни стало восстановить в селе Новоспаское родовое поместье Глинки и создать там музей великого композитора. Расстояние в 21 км от города Ельни по проселочной дороге  пришлось преодолевать долго, так как довольно часто попадались труднопроходимые места. Значит, первое, что необходимо  простроить, подумалось мне, так это дорогу, — писал Клименко в своих воспоминаниях. — Информация, которую мне дали, оказалась точной. Старый, очень поредевший парк,  углубления в почве,  где когда-то рыли «пруды копаные», соединенные проточными каналами, да еще полуразрушенная маленькая церковь,  около которой теснились  несколько неухоженных могил предков и остатки металлической ограды. Вот и все…»

В итоге в 1982 году Клименко и Хренников разрезали алую ленточку на открытии дома-музея, в котором силами его основателей Александра Королева и Тамары Швайкиной было собрано более 300 подлинных экспонатов глинковского времени.

18118852_1872402923048258_2750868186416008997_n

Тогда в дни 25-го глинковского фестиваля Тихон Хренников произнес пророческие слова:

«Сегодня большой день в истории советской музыкальной культуры. Тысячи людей будут приходить сюда, чтобы поклониться священным местам, откуда пошла великая русская музыка».

После этого было еще много фестивалей и именитых гостей, и будем надеяться, что эти  десять незабываемых дней в начале лета будут продолжаться всегда и вновь собирать под сенью Новоспасских дерев ведущие профессиональные и самодеятельные музыкальные коллективы, лучших исполнителей — целое созвездие мастеров искусств.
P.S.
Для подготовки материала использованы выдержки из книги «Летопись музыкальных фестивалей имени М. И. Глинки» (Составитель Е. М.  Лаврухина)

 

Автор: Лев Котов
Фото: Александр Губарев, из книги «Летопись музыкальных фестивалей имени М. И. Глинки» (Составитель Е. М. Лаврухина)