Скрытый Смоленск

Тенишевское Талашкино — взгляд из нашего времени

Тенишева перед господским домом в Талашкине
Чего мы пока не знаем о княгине Тенишевой
20 Февраля 2017 20:43
517
0

Корреспондент журнал «Смородина» пообщался с независимым исследователем творчества знаменитой меценатки и собирателя искусств Марии Тенишевой Джеско Озером и узнал, кто первым опубликовал реальный год рождения княгини, можно ли прогуляться по тенишевским местам в Париже, и куда могли исчезнуть ее потомки.

— Джеско, на новогодних праздниках в художественной галерее прошла презентация вашей новой книги, двухтомника «Талашкино. Деревянные изделия мастерских кн. М. Кл. Тенишевой» (первая «Мир эмалей княгини Марии Тенишевой» вышла в 2004 году – прим. ред). Что заставило вас обратить внимание именно на эту грань творчества Тенишевой? Что дает читателю эта книга? Будет ли она доступна в Смоленске?

Идея книги простая: познакомить читателей с деревянными изделиями, которые в начале XX века изготавливались в талашкинских мастерских. Сегодня, к сожалению, мало кто знает, что конкретно происходило из тенишевских мастерских. Именно об этом я рассказываю в своей книге, во втором томе которой имеется подробный каталог. Деревянные изделия я выбрал, скорее всего, потому что люблю этот материал и первой вещью в «русском стиле», на которую обратил внимание в одном московском музее, был «шкафчик с колонкой» по рисунку Елены Поленовой. Хотелось тогда больше узнавать и дело пошло. Что касается цены, издавать подобные книги хорошего качества удовольствие весьма дорогое. Сбытом книги занимаются замечательные коллеги из московского Издательского дома Руденцовых, которые будут рады любому обращению из Смоленска.05_-9

— Поясните, как и когда вы заинтересовались личностью Тенишевой? Ведь вы, кажется, из Германии? Чем Вас привлекла княгиня?

Я не сомневаюсь, что Мария Тенишева была исключительной личностью, которая меня интересует, но она не является субъектом моих исследований. В них я все-таки обращаю внимание на деятеля Тенишеву и без всякого преувеличения восхищаюсь тем, что она сумела создавать в своей, далеко не всегда простой, жизни. Что касается моей национальности, я здесь не вижу никакой связи со своими интересами. За, фактически, четверть века, что я живу в России, я познакомился со многими увлеченными Тенишевой людьми.

04_-12
На презентации книги в Художественной галерее

Это были и профессора истории искусств, и специалисты международных аукционных домов, и музейные сотрудники, и «рядовые» граждане. Общее у них — это интерес к Тенишевой и Талашкину, а откуда они —  значения не имеет. В США и Англии, равно как и в других странах, многие исследователи изучают русскую культуру и написали великолепные труды, посвященные, например, Серебряному веку. Первая научная работа, в рамках которой рассматривалось значение Талашкина, была написана в 1990-е годы гражданкой Новой Зеландии, Венди Салмонд, которая сегодня преподает историю русского искусства в одном частном американском университете. Качество и уровень ее давней работы меня до сих пор поражают.

talashkino_block_3_1
Один из разворотов книги с изображением тенишевского дома в Париже

— Говорят, именно вы установили подлинный год рождения Тенишевой, как это произошло?

Это не совсем так и об этом я подробно написал в статье, опубликованной 1 ноября 2002 года в смоленской газете «Рабочий путь», и в книге «Мир эмалей княгини Марии Тенишевой». Дело было так: в конце 1990 годов русский искусствовед Юлия Янчаркова, живущая в Праге, написала статью о Марии Тенишевой, в которой она опубликовала выписку метрического свидетельства о рождении Марии Пятковской. На документе, хранящемся в частном французском архиве, указан подлинный год рождения — 1858. Это послужило поводом искать собственно подлинную запись в метрической книге петербургской церкви Святого Равноапостольного князя Владимира, которую я, ссылаясь на работу Юлии, собственно и опубликовал.

25
Велосипедная прогулка. У господского дома в Талашкине

— В воспоминаниях Тенишевой и в общедоступных публикациях о ней крайне мало говорится о ее потомках, что с ними сталось?

О потомках Марии Тенишевой фактически ничего неизвестно. Даты рождения дочери и внучки Тенишевой я опубликовал в журнале «Край Смоленский» (№ 5 за 2011 год). Вероятно, дочь Мария и внучка Ольга покинули Россию в 1919 году вместе с Тенишевой и другими ее близкими, в частности, Екатериной Святополк-Четвертинской, через Ялту и прибыли во Францию. Сведений о дальнейшей их судьбе нет, но есть неподтвержденное предположение о том, что дочь Мария и/или внучка Ольга затем эмигрировали в Австралию.

mkt-za-stolom2
Княгиня в рабочем кабинете в Париже

— С какими самыми интересными источниками вы работали при изучении творчества Тенишевой в Европе? Что они дали лично вам как человеку и как исследователю?

1904-1905
Княгиня в мастерской

Это, пожалуй, прежде всего, иностранная пресса — газеты и журналы, издававшие во многих европейских странах и в Северной Америке в начале XX-го века. В этих публикациях радует в основном доброе отношение авторов к Марии Тенишевой как к личности и деятелю.

 — Можете ли вы назвать несколько ключевых мест в Париже, связанных с жизнью и деятельностью Тенишевой?

В Париже остались дом на рю Бассано и здание, в которой была мастерская, на рю Дюкен, некогда принадлежавшие Тенишевым. Но любому путешественнику могу предложить навестить могилу княгини на мирном кладбище городка Ля Сэль Сен Клу под Парижем.

1902-1904-masterskoj
Работники талашкинских мастерских

— Чем так особенны образцы эмальерного искусства Тенишевой (резные изделия талашкинских мастерских), много ли этих работ сохранилось до наших дней?

Особенность — это, наверное, дело вкуса. Недаром говорят «на вкус и на цвет, товарища нет». Лично меня в эмалях и талашкинских изделиях интересует сравнение индивидуальности художественного замысла с созданным объектом.

2139
Диван с резной спинкой

— Есть ли в Западной Европе или других частях света увлеченные поклонники творчества Тенишевой?

2148
Диван, выполненный в талашкинских мастерских

Наверняка они есть, ведь выставленные на аукционах вещи, как правило, своего покупателя находят. Это касается, прежде всего, эмалей Тенишевой, которые очень, очень редко встречаются. Не забывайте, пожалуйста, что Мария Тенишева создавала мало предметов, которые уже при их создании считались редкостью и чаще всего не продавались.

— Как вы считаете, творчество Тенишевой еще даст возможность исследователям проявить себя? Какие аспекты ее художественной деятельности могут представлять интерес для ученых?

Меньше всего мы знаем о жизни Марии Тенишевой в парижской эмиграции и есть надежда, что до сих пор закрытые частные архивы в будущем станут доступными и откроют нам новые грани ее деятельности и факты ее биографии.

talashkino_block_6_1
Один из разворотов книги с изделиями талашкинских мастерских

 

Автор: Лев Котов
Фото: Фото предоставлены автором книги