Главный герой

«Я – самый вредный учитель в школе!..», –

gLp9A12-cBQ - копия
говорит первый заместитель начальника Департамента Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи, а также учитель истории смоленской школы №26 имени А. С. Пушкина Николай Николаевич Колпачков.
8 Сентября 2016 23:33
635
0

Накануне Дня знаний мы поговорили с одним из известнейших педагогов и чиновников региона о самой лучшей профессии, кардинальных отличиях советского и российского образования, за что он любит 1 сентября и чего ждать школьникам в новом учебном году?

Николай Николаевич, вы – учитель с почти 30-летним стажем, практически всю жизнь в сфере образования, для вас 1 сентября – это по-прежнему праздник?

Естественно. Как и для всякого учителя. Ну, вот смотрите, какую еще можно назвать профессию, когда бы человек уходил в отпуск со слезами на глазах, а возвращался с улыбкой на лице? Только учитель! Он в конце года выпускает детей, причем, неважно, сколько лет он их вел, ему грустно прощаться. А 1 сентября бежит к своим детям, как классный руководитель, как учитель, и ему радостно. Ну, нет другой такой профессии! Этим все и сказано. И, конечно, когда потом видишь их успехи, гордость берет, что это мой ученик.

Николай Николаевич, многие учителя, которые очень давно, не одно десятилетие, работают в школе, говорят, что сейчас дети гораздо глупее, чем были 15-20 и более лет назад. Вы считаете, это так?

Глупее? Нет! Они просто другие. С тем же успехом я могу сказать, что гимназисты в 19-м веке были умнее, просвещеннее, воспитаннее. Нет, наши нисколько не глупее. Просто у них другие способы получения знаний. И если ученика правильно научить, то он эти знания возьмет, и будет пользоваться, как и тот, кто перелопатил половину книгохранилищ библиотек. И задача нового федерального стандарта не вложить большое количество знаний, а научить учиться, чтобы ребенок понимал, как добывать знания, как ими пользоваться, как уметь учиться.

В этом же и есть основное отличие современного российского образования, которое сейчас не ругает только ленивый, от старой советской школы, которую, наоборот,  принято хвалить и перехваливать, правильно я понимаю?

Правильно. Там упор был на  фундаментальность знаний, получаемых в школе. А сейчас знания – да, но акцент на умения, способы получения знаний. И нашему образованию всегда не хватало прикладного характера знаний. Пример. Конец 90-х – начало 2000-х годов. Наши дети едут на международную олимпиаду по физике. Просто замечательные дети. Первые два тура – теоретические. Они занимают призовые места. Третий тур – прикладной. Это бег по пересеченной местности. Им выдают спортивную форму, карту. Побежали. И наши со своих призовых мест скатываются на 30-е, а китайцы вдруг резко поднимаются вверх. Почему? Прикладной характер знаний. Наши всю теорию ответили и побежали. Кратчайшее расстояние между двумя точками – прямая. Прибежали первыми – откатились вниз. За счет чего победили китайцы? На этой прямой – лужа, в луже провод, а олимпиада по физике, значит, ток может быть. Лужу оббежали. Вот это — применение знаний на практике, то, чего нам всегда не хватало. И что сейчас мы и пытаемся исправить с помощью новых стандартов.

Николай Николаевич, вопрос вам, как чиновнику от образования, что ждет школьников в новом учебном году 2016-2017?  Может быть, добавятся какие-нибудь предметы?

Нет, предметов новых никаких не будет. Единственное нововведение – это единый учебник по истории. Точнее, их три, утвержденных министерством. Все они соответствуют новой концепции исторического образования. И с этого года мы с шестого класса переходим на новую траекторию изучения истории без превалирования каких-то авторских концепций, перекосов и диаметрально противоположных оценок событий, особенно 20-го века. С 1-го сентября все шестиклассники будут учиться по этому единому учебнику, одному из трех, который они сами выбрали, а мы им купили.

Николай Николаевич, как обычно напутствуете коллег и учеников в День знаний?

Учителям я уже много лет желаю только одного, чтобы они каждый день шли в школу и повторяли фразу, в которую бы они действительно верили: «Я – самый лучший учитель, и у меня – самые лучшие ученики!». Ведь если учитель будет правильно оценивать и себя, и своих детей, тогда и результат будет, как надо. А ученикам – не бояться и верить в свои силы. И тогда у нас у всех все получится!

Кстати:z_e821e9e6

В этом году в первый класс пойдут 10013 детей. Это на 6% больше, чем в прошлом. Всего же в нашем регионе более 86 тысяч учеников среднего звена.

На сегодняшний день в Смоленской области работают 383 средних общеобразовательных учреждения.

По федеральной программе по реструктуризации школ и созданию дополнительных мест уже построена школа в Велиже, на очереди – пристройка к школе №33 Смоленска. Все это позволит избавиться не только от третьей, но и от второй учебной смены.

 

Автор: Елизавета Ноздрина
Фото: Александр Губарев